Грация, сказка и выразительность: самый новогодний балет России отмечает юбилей

20.12.2017, 20:58

Видеосюжет: Николай Булкин
Видео программы «Сегодня»

Ровно 125 лет назад на сцене Мариинского театра впервые исполнили балет «Щелкунчик».

Сегодня 125-летний юбилей отмечает самая известная балетная новогодняя сказка. И все эти годы с неизменным успехом история о превращении деревянного уродца в прекрасного принца идет по всему миру. Говорят, что, прочитав либретто, Чайковский был недоволен и даже хотел отказаться от написания музыки. Но не смог устоять, услышав, что царская семья только его желает видеть в роли композитора.

Кстати, премьера балета в императорском Мариинском театре была, мягко говоря, не совсем удачной. Так что же потом его сделало легендарным, попытался понять корреспондент НТВ Николай Булкин.

Зиму в Петербурге определить можно по наличию снега или по афише с балетом «Щелкунчик». Это ведь классический символ Нового года.

И так уже 125 лет, с тех пор как балет «Щелкунчик» впервые в конце XIX века зрители увидели на сцене Мариинского театра. Музыку написал композитор Пётр Чайковский, хореографию балета создали Мариус Петипа и Лев Иванов. Балет про заколдованного принца ждал успех.

Сегодня, репетируя уже современного «Щелкунчика», солисты Мариинки видеть тот исторический балет могут лишь на фото. Оригинальная хореография, увы, утеряна.

А вот слушают и чувствуют они, конечно, всё ту же музыку Чайковского. Она в этом балете неизменна 125 лет. Если кто-то не видел балет «Щелкунчик», то точно слышал. «Вальс цветов» или «Танец Феи Драже» — это ведь из каждого детства.

Александр Сергеев
, солист Мариинского театра, исполнитель роли Принца в балете «Щелкунчик»: «Это просто космическое музыкальное произведение. Как можно такое написать, совершенно непонятно. Ты слушаешь, и у тебя складывается ощущение зимней сказки».

На сцене Мариинки «Щелкунчик» теперь представлен сразу в двух постановках. И особенно востребован авангардный вариант — плод бурной фантазии художника Михаила Шемякина и хореографа Кирилла Симонова.

Михаил Шемякин
, художник-постановщик балета «Щелкунчик»: «Задача была сложная — вывести этот новогодний спектакль из состояния детского утренника. Довольно сильная, трагическая, сложная и тревожная музыка».

Тысячи эскизов и кукол окружают автора дома и по сей день. Распознав трагические ноты в партитуре Чайковского к детской сказке, художник Михаил Шемякин на сцену вывел выразительных и страшных крыс в масках, а знаменитые снежинки в вальсе у него переодеты в черные пачки с белыми хлопьями.

Михаил Шемякин
, художник, автор постановки балета «Щелкунчик»: «Однажды я наблюдал в окне снегопад и освященный парк. И увидел черное небо с вихрем белых пятен, которые носились по черному небу. И в этот момент я подумал, что сама природа подсказал мне, как можно сделать трагический момент в данном балете».

Сказка начинается уже в закулисье шемякинского «Щелкунчика». Бутафории — несметное количество. Предметы с кухни, которую оккупируют крысы, и элементы Конфитюринбурга — удивительного города, в который Маша с Щелкунчиком улетят на дедушкином башмаке.

В декорациях к этой постановке «Щелкунчика» в Мариинском театре можно и заблудиться. А рядом с гигантским тортом легко почувствовать себя маленьким мальчиком. Но вся эта бутафория неизменно создает ощущение сказки.

И вот уже на сцене сказка про то, как маленькая девочка Маша, получив в подарок на Новый год куклу Щелкунчика, пытается в битве с Мышиным королем скинуть злые чары и вернуть принца. 125 лет всегда полный зал зрителей в ожидании новогоднего чуда, которое, судя по овациям, каждый год случается на сцене Мариинского театра.

Читайте также