Экспериментальный балет переносят на экран

18.02.2010, 14:23

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Известный хореограф приступил к съемкам киноверсии балета «Онегин».

Борис Эйфман стал кинорежиссером. Известный хореограф только что закончил экранизацию балета «Анна Каренина», а сейчас приступил к работе над картиной «Онегин». Консультирует мастера оператор, работавший с Франко Дзеффирелли и Сергеем Бондарчуком.

На съемочной площадке в ДК имени Ленсовета побывал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

В процессе работы над этим проектом Борис Эйфман почти потерял голос. Известный хореограф впервые выступает в роли режиссера кино. Эйфман неоднократно снимал балеты на пленку, но только в качестве соавтора. Теперь же художественный руководитель театра практически не отрывает взгляда от монитора.

Борис Эйфман, народный артист России, художественный руководитель театра балета: «Кино это кино. Балет это балет. Поэтому, конечно, мы открыто снимаем балет. Это киноверсия балетного спектакля. Поэтому все условности балетного спектакля сохраняются. Это ни в коем случае попытка сделать кино. Может быть, когда-нибудь, когда будут возможности и средства, мы сделаем кино».

На экран балет «Онегин» переносит Даниеле Наннуцци. Известный оператор работал с Франко Дзеффирелли на фильме «Чай с Муссолини». Наннуцци снимал также с итальянским режиссером фильм-оперу «Травиата».

Знаменитый фильм «Бал», где только танцуют, тоже его работа. Правда, на этот раз оператор связан театральными условностями и возможностями сценической площадки.

Даниеле Наннуцци, кинооператор-постановщик: «Здесь проблема в том, что свет театральный. Он сверху светит и достаточно тяжело регулируется. И кроме того, нужно качественно поставить свет сразу и на общих планах, и на крупных. Потому что снимаем с трех камер. Приходится выкручиваться».

Несмотря на то, что Наннуцци приехал из Италии один, он работает с сильнейшей командой телеоператоров и очень доволен.

Съемки фильма-балета «Онегин» проходят в зрительном зале Дворца культуры имени Ленсовета. Это связано с тем, что сцена позволяет разметить масштабные декорации постановки. Кроме того, администрации дворца поддержала проект, предоставив помещение на достаточно длительный период. Такая постановочная съемка требует около десяти дней.

Солисты балета на это время стали артистами кино. Специфика работы — быстро сосредоточиться на короткой сцене. Целый съемочный день ушел только на один дуэт с письмом, где Онегин читает послание Татьяны.

Олег Габышев, исполнитель партии Онегина, солист академического театра балета Бориса Эйфмана: «Когда ты танцуешь спектакль, ты веришь, что ты Вронский, Онегин, Треплев. А здесь ты должен за пару минут передать те ощущения, те переживания внутри героя. Но к этому привыкаешь».

Балет, каким привык его видеть зритель из зала, крупных планов не предполагает. Возможно, поэтому Эйфман к экранизациям относится настороженно, Говорит, что кино может убить высокое сценическое искусство. Но вот чтобы сохранить работу хореографа, солистов, сценографию и сделать балет широко доступным, снимать все равно нужно, используя все возможности жанра.

Читайте также