Герои Пушкина станцевали смелый балет

03.03.2009, 20:25

Видеосюжет: Николай Булкин
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

«Онегин. Онлайн» Бориса Эйфмана — это не только иное прочтение классики, но и попытка раздвинуть границы дозволенного на театральной сцене.

Сегодня в Петербурге представляют «Онегин. Онлайн». Это не сайт и не компьютерная игра, а новый балет Бориса Эйфмана. В Александринском театре его покажут в первый и единственный раз.

Эйфман перенес действие романа из пушкинской поры в лихие 90-е, щедро снабдив его приметами эпохи. В современной версии молодой олигарх Онегин носит малиновый пиджак, Ленский ходит в кожаной косухе с гитарой наперевес. А их дуэль превращается в ресторанную драку с поножовщиной.

На генеральной репетиции балета побывал корреспондент НТВ Николай Булкин.

Для хореографа Бориса Эйфмана — это очередная постановка на классическое произведение. Но как всегда его балет далек от классики. История любви столичного повесы и деревенской девушки как будто произошла не 200 лет назад, а в наши дни. Поэтому Онегин получился с приставкой онлайн.

Это не коридоры ночного клуба, а закулисье академической сцены. В кожаных косухах — герои пушкинской поэмы — готовятся к сцене бала. Евгений Онегин примеряет малиновый пиджак.

Олег Габышев, исполнитель роли Евгения Онегина: «Такие пиджаки малинового цвета носили франты в 90-х годах. И все для того, чтобы выделиться».

Онегин здесь олигарх, уставший от жизни. Друг Ленский тоже не выглядит помещиком, он — рокер. А вот ужель та самая Татьяна?

Мария Абашова, исполнительница роли Татьяны: «И страсти у нас больше, и любовь у нас показана сильнее нежели в классических театрах».

Стихи поэта в спектакле звучат, но лишь однажды. В остальном это уже не пушкинская поэзия, а язык танца, созданный Борисом Эйфманом.

Действие поэмы хореограф легко перенес в 90-е годы XX века. Поэтому танцуют здесь на фоне кадров ГКЧП. А «Лебединое озеро», которое тогда показывали по телевизору, теперь лишь фон для современного балета.

Борис Эйфман, режиссер: «Я стремлюсь дать новую жизнь театру, стремлюсь раздвинуть рамки дозволенного и того представления о классическом балетном театре, которое сейчас существует».

В спектакле компьютерная проекция, игра света и еще один эксперимент Эйфмана — музыка Чайковского то и дело смешивается с рок-музыкой. И страсти от этого только накаляются. Сцена дуэли Онегина и Ленского в новом прочтении происходит как будто случайно в ресторане. Без пистолетов и секундантов, но не менее драматично.

Олег Габышев, исполнитель роли Евгения Онегина: «У нас она переходит в бытовую драку. Такие бывают на именинах, на свадьбах. Друзья поссорились и случайно натыкаются на нож».

«Надо смелее», — постоянно требует Борис Эйфман. Хореограф уже ставил балеты по мотивам «Анны Карениной» Толстого, «Чайки» Чехова. Теперь ждет реакции зрителей на новую постановку. Солисты балета уже позируют для обложек театральных журналов, а все билеты на премьеру раскупили буквально за час.

Читайте также