Почти каждую ночь в Тегеране и в Тель-Авиве , Хайфе и Исфахане истошно воют сирены, оповещая о новых атаках. Израиль продолжает бомбить иранские исследовательские центры, где, по утверждениям ЦАХАЛ, ковалось «оружие судного дня». Иран отвечает ракетными залпами, от которых с каждым днем все сильнее трещит израильский «Железный купол». Война не стала для израильтян легкой прогулкой, как, возможно, поначалу представлялось премьеру Нетаньяху. Дональд Трамп вполне обоснованно опасается вмешиваться в этот конфликт и не спешит на помощь Израилю.
Десятки ракет прорезают ночное небо над Израилем. Иранская баллистика против легендарного «Железного купола». Ожесточенный бой идет прямо над городом, но некоторые ракеты израильское ПВО
Уриэль Бусо, министр здравоохранения Израиля: «Это акт терроризма! Целью было нападение на женщин, младенцев, больных людей».
Бомбят и Хайфу. Горит нефтеперерабатывающий завод, многоквартирный дом. Тяжело ранены 27 человек. Большая часть атак направлена на
Гай Каспи, врач скорой помощи: «Один человек сейчас находится в критическом состоянии. К сожалению, трое погибли после взрыва на месте».
Майор запаса Анна Уколова показала последствия прилета по самому центру
Анна Уколова, майор запаса,
Разрушено здание фондовой биржи и другие строения в деловом квартале. За неделю обстрелов погибли минимум 27 мирных жителей.
Айелет Боковза, хозяйка парикмахерской: «Мы услышали сирены и спустились в укрытие. Раздался сильный взрыв. У меня здесь два бизнеса. Один разрушен полностью, второй тоже сильно пострадал. Тут просто безумие!»
У Ципоры и Давида шестеро детей. Специальной защищенной комнаты в квартире нет, поэтому при звуке сирен они бегут в убежище в подвале.
Давид: «Тут шесть семей, всего 30 человек, сидим обычно час. Тревога бывает по пять раз за ночь. Иногда проветриваем, чтобы было чем дышать».
Школы продолжают работать, там есть бомбоубежища, но родители все равно боятся отпускать детей на занятия.
Ципора Колтынюк, жительница Израиля: «Мы очень устаем, потому что просыпаемся посреди ночи и не всегда можем снова уснуть. Мы постоянно напряжены, потому что любой звук кажется сиреной. Или, может, это взрыв».
В домах иранцев нет бомбоубежищ. Авиация Израиля каждый день выпускает по Ирану сотни ракет. ПВО работает на пределе. Израиль заявляет о военных целях, но почти все они расположены в густонаселенных районах Тегерана. Среди мирного населения уже 240 погибших и 1500 раненых.
Ракета попала в
Ольга Лаврентьева, блогер,
Куда бежать — сейчас главный вопрос для жителей Ирана. Авиация Израиля наносит удары по ядерным объектам по всей стране — Натанз, Исфахан, Арак. Пока эксперты МАГАТЭ не фиксируют радиоактивного заражения, но риск катастрофы растет.
Рафаэль Гросси, генеральный директор Международного агентства по атомной энергии: «Существует серьезная вероятность ядерной аварии с рассеиванием радиоактивных частиц в атмосферу».
Спустя неделю боев очевидно, что Израилю не удалось добиться быстрой победы. Конфликт переходит в фазу войны на истощение. По данным газеты The Washington Post, арсеналы ракет ПВО Израиля пустеют, их хватит лишь на 10 дней.
Сколько ракет осталось у Тегерана? Это, скорее, тайна. Однако видео туннелей, которые уходят вглубь иранских гор, впечатляют: целые города под землей, сотни ракетных установок и тысячи дронов. Израиль знает, где эти туннели, и бьет по ним. Повреждены ли они?
Владимир Путин, президент РФ: «Подземные заводы же существуют, ничего с ними не произошло. И в этой связи, мне кажется, было бы правильным всем вместе поискать пути прекращения боевых действий и найти способы договориться всем участникам этого конфликта».
Согласится ли Нетаньяху на переговоры? В начале недели можно было сказать, что точно нет, но сегодня ситуация не так однозначна. Во вторник Дональд Трамп досрочно покинул саммит «большой семерки», намекая, что ситуация на Ближнем Востоке требует вмешательства. Уже в самолете он заявил журналистам, что Америка выдвигает ультиматум. «Мы требуем полной капитуляции Ирана», — заявил Трамп.
На военных базах США в регионе находятся 40 тысяч солдат. Пентагон перебросил туда 10
Али Хаменеи, высший руководитель Ирана: «США должны знать, что Иран никогда не сдается. Любое американское военное нападение приведет к серьезным и непоправимым последствиям».
Но какие карты, говоря языком Трампа, есть на руках у Тегерана?
Мохаммад Маранди, иранский политолог, профессор и эксперт по международным отношениям и ближневосточной политике: «Перекрытие Ормузского пролива — лишь часть плана. У Ирана есть возможности уничтожать танкеры и нефтегазовые объекты союзников Америки. Это нанесет экономике США ущерб, с которым они не сталкивались даже во времена Великой депрессии».
Поэтому Трамп медлит с решением, туманно заявляя, что может «сделать это или не сделать». По данным издания Axios, реальный источник сомнений Трампа — бункерная бомба
Эран Лерман, бывший офицер Армии Израиля, аналитик в области безопасности, разведки и политики Ближнего Востока: «Израиль убежден, что иранская ядерная программа — это не просто гражданский проект. Обогащение урана до 60% не имеет другой цели, кроме как подготовка к военным ядерным испытаниям».
Что если американская вундервафля не сможет уничтожить Фордо и вместо реактора будет разрушен миф о могуществе армии США? Впрочем, с этой задачей практически справился грандиозный военный парад, устроенный в день рождения Трампа.
Все же наиболее правдоподобная версия колебаний Белого дома — протест союзников в Персидском заливе. В прямом и переносном смысле Ближний Восток с каждым днем превращается все больше в самую горячую и опасную точку планеты. Если посмотреть на карту, то только Саудовская Аравия и ОАЭ остаются оазисом в пустыне, напрямую не вовлеченным в военный конфликт. Но смогут ли самые богатые страны региона так и остаться в стороне?
На самом деле нефтяные шейхи больше не могут молчаливо наблюдать. И боятся они даже не блокады Ормузского пролива, речь идет вообще о существовании этих стран. Атака Израиля на АЭС в Бушере станет новым Чернобылем. Об этом прямо заявил
Мохаммед бин Абдулрахман бин Джассим Аль Тани,
Официально Вашингтон взял две недели на раздумье, но на самом деле уже участвует в конфликте.
Биньямин Нетаньяху,
Питер Кузник, профессор кафедры истории, директор института ядерных исследований в Американском университете Вашингтона: «Трамп сказал: если пострадают американские объекты в регионе, США вступят в войну. Я опасаюсь, что израильская разведка может провести операцию под чужим флагом — организовать атаку на американскую базу и выдать ее за иранскую. Это может быть сделано, чтобы втянуть США в войну».
Если Америка
Все выпуски программы «Центральное телевидение».