Научные и технические достижения петровской эпохи открыли заново. Четвертый и пятый этажи башни Кунсткамеры не просто хранят уникальные инструменты XVIII века, но и рассказывают о том, как велись наблюдения за звездным небом и работали службы времени и картографии. Историческое пространство в новом формате перезапустили при поддержке ПАО «Газпром».
В этих стенах почти 300 лет назад время и пространство остановились, чтобы подчиниться умам петербургских
Алексей Миллер, председатель правления совета директоров ПАО «Газпром»: «Здесь, конечно же, надо отметить те первые научные исследования, которые здесь проводились со звездным небом. Можно сказать, что Кунсткамера — это праматерь российской космонавтики. Здесь был определен нулевой петербургский меридиан».
Главный герой экспозиции — не зримый, но как будто стоящий за каждым из инструментов основатель первой петербургской академической обсерватории французский астроном
Елена Перевалова, главный экспозиционер Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, доктор исторических наук: «В проеме был установлен секстант — большой инструмент размером пять футов, то есть полтора метра, с помощью которого была вычислена линия нулевого петербургского меридиана. После этого нулевой меридиан был перенесен в Пулковскую обсерваторию, когда она появилась, но это было уже гораздо позже. Мы воссоздали эту линию нулевого петербургского меридиана».
В части экспозиции, посвященной астрономическому залу и обсерватории, воссоздали и атмосферу кабинета профессора Делиля с первостепенными атрибутами. Например, один из старейших телескопов XVIII века или два глобуса: земной и небесный.
Там же — армиллярная сфера, модель строения солнечной системы. Такой же инструмент, символ науки, венчает башню Кунсткамеры. Это тоже заслуга
Время и пространство в башне, как и 300 лет назад, преломляются под особым углом, но сегодня Кунсткамера преобразилась из сердца петербургской астрономии в сокровищницу ее истории.