Указатели, знаки, номера домов и даже QR-коды на зданиях сейчас часть привычного облика столицы, которые делают передвижение по городу простым и понятным. А ведь когда-то все было совсем иначе.
В Москве десятки тысяч жилых и коммерческих зданий, технических построек, и на каждом из них висит указатель с улицей и номером. Это единая система столичной навигации, понятная и привычная сегодня, но чуть больше двух столетий назад ситуация была иной. В конце XVIII века о нумерации не шло речи. Тогда территории обозначались по названию конкретного места и храма, а здания — по фамилиям владельцев. На некоторых домах висели указатели другого типа, которые несли определенную информацию.
Мария Рахчеева, директор Музея городского хозяйства Москвы: «„Свободен от постоя“ — это специальная табличка, которая размещалась на домах зажиточных москвичей. Дело в том, что когда расквартировывали полк, солдаты, приходя в город, могли заселиться в любой дом, но в дома, где висели такие таблички, они заселиться не могли».
Первые домовые знаки были деревянными. После реформы
Мария Рахчеева: «Они выполняли две функции: говорили, что за улица и кто здесь жил, потому что обязательно указывался владелец дома. Кроме того, они выполняли функцию фонаря, потому что внутри был керосиновый фонарь».
Уже к началу XX века Москву расчертили на полицейские участки. Так появилась еще одна система нумерации, и у домов стало по два адреса. Это путало и горожан, и власти, поэтому в советское время решают отойти от дореволюционных стандартов.
Марьям Кустова, главный хранитель фондов Главархива Москвы: «Было принято решение помимо просто номеров домов, которые уже существовали, присваивать номера корпусам и строениям. Эта практика существует до сих пор».
С указателями домов начались эксперименты: разные форма, цвет, размеры, с подсветкой и без, металлические, пластиковые. Только в 2014 году было решено ввести единую систему. Главной задачей было вписать указатели домов в архитектуру и не отвлекать водителей, поэтому теперь они в одном стиле — синие с белыми буквами. Аналогично оформлены и городские указатели, которые помогают ориентироваться в Москве.
Евгений Балашов, руководитель ГБУ «Московский аналитический центр в сфере городского хозяйства»: «Они не спонтанно стоят, а согласно психологии восприятия пешеходов, психологии восприятия нового человека, который оказался в нашем городе любимом».
Названия улиц на домах пишутся только на русском языке, а вот названия объектов на городских указателях еще и на английском — для туристов. Также на них постоянно добавляют