Первые заявления Дональда Трампа на посту президента говорят о том, что США вряд ли планируют строить отношения с другими государствами на основе равенства и взаимного уважения. Он пообещал, что его президентство станет золотым веком, но только для Америки. В первый же день на посту главы государства он начал диктовать условия другим странам. Пригрозил высокими пошлинами Европе, если она не будет закупать больше американской нефти и газа, потребовал, чтобы союзники по НАТО сравнялись с США в финансовых тратах.
В Москве, Пекине и Европе наблюдали за стилем первого рабочего дня Трампа. Смысловых политических сенсаций не ждали, но оценивали детали.
В первые часы президентства республиканец за рабочим столом в Овальном кабинете устроил политический блицкриг против своего предшественника. Сразу отменил стопку указов. Так, США снова выходят из Всемирной организации здравоохранения. Трамп уже выходил из нее, Байден вернулся. США выходят из Парижского соглашения по климату. Трамп выходил из него, Байден вернул туда Штаты. Трамп подписал несколько указов с лозунгом «бурить, бурить и бурить», то есть добывать больше нефти и заставлять покупать ее во всем мире. Байден в последний месяц, наоборот, ограничил разработку новых месторождений.
Оба устроили и так называемую дуэль помилований. Трамп сразу помиловал тех, кто участвовал в нападении на Капитолий. А Байден в последние часы подписывал указы, чтобы заранее защитить тех, кто пытался привлечь Трампа к ответственности, в том числе и по делу Капитолия.
В итоге трудовая статистика первого рабочего дня получилось такая: Трамп отменил 78 указов и меморандумов предыдущего президента, всего подписал более 200 документов. На это ушло 47 минут 5 секунд. В момент подписания он много чего прокомментировал, в том числе украинский конфликт.
Дональд Трамп, президент США: «Я встречусь с президентом Путиным, не знаю когда. Мы попытаемся закончить этот конфликт как можно скорее. Война между Россией и Украиной вообще не должна была начаться. И она бы не началась, если бы я был президентом».
Накануне Владимир Путин поздравил Трампа со вступлением в должность и еще раз проговорил позицию Кремля — разрешение украинского кризиса лежит в устранении его первопричин.
Также в своей речи республиканец обозначил правила игры на ближнем американском периметре. Он снова заявил о намерении вернуть контроль США над Панамским каналом.
Трамп также сделал несколько заявлений о Мексике. Наркокартели он собирается признать террористическими организациями. Следовательно, американские силовики смогут действовать жестко и на границе и, возможно, в глубине Мексики. А С 1 февраля пообещал ввести
Обозначил Трамп и дальний периметр своих интересов. Сказал о планах высадки астронавтов на Марсе и установки там американского флага. Правда, эксперты в области космонавтики усомнились, что это возможно в ближайшие четыре года президентства Трампа. В любом случае пока все будут следить за его шагами на Ближнем Востоке, а также в вопросе Украины и отношений с Китаем.
Что касается реакции лидеров других стран, то европейская пресса обратила внимание, что из Европы лично на инаугурацию приехала только премьер Италии Джорджа Мелони. Остальные скупо опубликовали сообщения из серии «надеемся на сотрудничество». Ярче всех в соцсетях отреагировал премьер Венгрии Орбан. «Теперь наша очередь сиять! Настала наша очередь оккупировать Брюссель», — написал он.
А президент Панамы, на чей канал нацелился Трамп, пожалуй, допустил самое жесткую фразу в его адрес. «Я должен решительно отвергнуть слова Трампа о Панаме и ее канале», — сказал он. Но сразу после этого администрация президента Панамы распространила другое сообщение: «Власти Панамы приступили к проверке китайской компании, которая управляет портами по обе стороны канала». То есть получился уже политический кивок в сторону Трампа.