• ТВ-Эфир
  • Хит
  • Стиль
  • Право
  • Сериал

Что вам найти?

Найти

Дмитрий Ливанов: система образования должна делать прививку от экстремизма. Эксклюзив НТВ

Дмитрий Ливанов: система образования должна делать прививку от экстремизма. Эксклюзив НТВ

Гость программы «Поздняков» — министр образования Дмитрий Ливанов. Не превратится ли возрождаемое общество «Знание» в кормушку для чиновников? Что ответит министр образования на резкую критику из лагеря патриотов, а также на обвинения противников слияния вузов и на сигналы родителей о поборах в школах?

1630
4
Поделитесь этой новостью

О возрождении общества «Знание»

Мы возвращаемся к тем инструментам развития личности, которые были эффективны в советское время. Они эффективны и сейчас. Для детей это система дополнительного образования, внешкольного образования. Система воспитания, которая должна работать во внеурочное время, потому что школа не может взять на себя всю ответственность за социализацию воспитания детей. И если мы вспомним, как работала пионерская организация, как работал комсомол, то смысл этого, если отвлечься от очевидного идеологического влияния, которое в советское время эти инструменты несли, это была система воспитания лидерства, поиск среди детей, молодежи активных людей, которые заинтересованы в общественной работе, в социальных проектах, как сейчас говорят. И в этом нет ничего плохого, это тема, которая актуальна и в наше время.

О советских традициях и упреках в «дебилизации»

Сегодня наше школьное образование в значительной степени основано на достижениях и традициях советской школы. Учебный план, по которому сегодня работают наши школы, в значительной степени совпадает с тем учебным планом, который был в 70–80-е годы. Безусловно, система образования меняется в силу того, что изменяется общество, изменяется экономика, социальная среда, в которой живут и воспитываются наши дети. Безусловно, появляется что-то новое, в систему образования приходят новые технологии, новые экономические механизмы, это делает её более динамичной, адаптированной к изменениям, но само фундаментальное ядро нашего школьного образования — это то, что основано на очень глубоких традициях, и именно эту традиционность, на мой взгляд, крайне важно сохранить.

Поздняков: Противники нынешней системы обычно бросают такой достаточно резкий слоган в массы — что происходит дебилизация наших детей в результате введения ЕГЭ и прочего.

Ливанов: Я считаю, что современные школьники — это яркие, талантливые люди, это будущее поколение наших российских граждан. Конечно, среди них есть те, кто учится лучше, есть те, кто учится хуже, но в целом новое поколение россиян, те, кто ходит сегодня в школу, те, кто завтра завершат школьное образование, ничуть не хуже по своим способностям, чем те, кто заканчивал школу 10, 20 или 30 лет назад. Конечно, это другое поколение. У них другие интересы, у них другая мотивация. Но важнейшая миссия (системы образования) — обеспечивать преемственность поколений, обеспечивать то, что и знания, и культурные, моральные ценности общества воспроизводятся в новых поколениях. Я думаю, что наша система образования с этими задачами успешно справляется.

Об укрупнении вузов

Слияние вузов не является сверхзадачей, не является целью образовательной политики. Но иногда, действительно, объединение вузов имеет смысл. Это происходит потому, что, с одной стороны, сокращается количество студентов, это есть следствие сокращения выпускников 11-х классов, это определённая демографическая ситуация, в которой мы живём последние годы и будем ещё находиться в течение нескольких лет.

С другой стороны, мы видим, особенно на примере региональных вузов, возрастающую конкуренцию за абитуриентов. А мы понимаем, что конкурировать за лучших выпускников 11-х классов могут только сильные университеты, те университеты, которые могут предложить качественные, серьёзные образовательные программы. Именно поэтому, действительно, сейчас есть целый ряд инициатив самих вузов об объединении. Мы как Министерство образования и науки поддерживаем эти инициативы ровно в той степени, в которой они отвечают задачам повышения качества работы этих высших учебных заведений. Даже если сами вузы выступают за объединение, мы далеко не всегда принимаем соответствующее решение. Мы анализируем все возможные последствия, прежде всего, как я уже сказал, с точки зрения качества образовательного процесса. И кстати говоря, как правило, при таких объединениях, конечно, затраты на управление, управленческие издержки, расходы, связанные с зарплатой руководства, сокращаются, поэтому мы считаем это тоже важным инструментом повышения эффективности расходов на высшее образование.

О престиже среднего профессионального образования

В целом по стране у нас рынок труда сбалансирован, но мы понимаем, что все в большей и большей степени за счет реализации крупных экономических и промышленных проектов у нас будут востребованы люди не только с высшим образованием, но и профессионалы со средним образованием, профессионалы, готовые работать по тем направлениям, которые не требуют высшего образования. И, кстати говоря, последние годы у нас растет интерес молодежи именно к получению среднего профессионального образования. Если еще несколько лет назад примерно 20 процентов выпускников 9-х классов приходили в систему СПО, поступали в колледжи и техникумы, то в последний год эта цифра достигла 40 процентов. То есть все больше и больше молодых людей делает выбор в пользу среднего профессионального образования. Это правильно, потому что именно такие специалисты, профессионалы высокого уровня востребованы сегодня экономикой. Именно такие специалисты получают более высокую заработную плату, такие специалисты востребованы и уважаемы в обществе.

О школе как рубеже обороны от вербовщиков ИГ

Вся система школьного образования, да и вузовского образования должна делать прививку, должна обеспечивать иммунитет нашим детям и молодым людям от чуждых, вредных, опасных влияний, в том числе связанных с экстремизмом, терроризмом и так далее. Поэтому здесь дело не только в том, что должны быть отдельные уроки или отдельные лекции в высших учебных заведениях для студентов. А дело в том, чтобы сама система школьного образования и воспитания, учителя постоянно готовили детей и молодых людей к тем вызовам, которые, не исключено, они встретят в будущем. В том числе обеспечивали вот этот иммунитет от экстремизма и терроризма.

Сегодня доступ к информации имеют все — и взрослые, и дети. И количество информации, которое нас окружает, практически не ограничено. Задача учителя сейчас не только в вооружении детей новыми современными знаниями, но и в том, чтобы научить их жить в этом новом информационном обществе, отделять полезную информацию от бесполезной и в конце концов противостоять тем угрозам, которые современный мир, современная цивилизация создают.

О школьных поборах

Поздняков: Очень часто слышишь упреки со стороны в адрес школ, других учебных заведений, и они касаются коммерциализации различных образовательных услуг. За ремонт в школе плати, за кружок какой-нибудь, тот, который был в советские времена бесплатным, плати.

Ливанов: Эта тема была действительно крайне актуальна в 90-е годы, в начале 2000-х годов, когда система образования была недофинансирована, и государство не вкладывало достаточных ресурсов в развитие системы образования. Я считаю, что в последние годы наше образование получает достаточные средства для того, чтобы для каждого ребенка обеспечить в полной степени и полноценную программу общего образования, и полноценную программу дополнительного образования — те самые кружки и секции, о которых вы сказали. Кстати говоря, наша страна — одна из немногих стран в мире, которая сохраняет полноценную развитую систему бесплатного, то есть финансируемого государством дополнительного образования детей.

Все, что выходит за рамки этих стандартов, школа может предложить родителям оплатить. Но только то, что выходит. И если школы здесь злоупотребляют своим правом, если кто-то — директор школы или конкретный учитель — пытается, то вымогать с родителей деньги, это предмет для очень серьезного разбирательства. Мы в этом случае рекомендуем обращаться и в муниципальные, региональные органы управления образованием, либо в федеральное министерство образования и науки. Всегда здесь принимаем очень жесткие, решительные меры.