63 метра

под водой

1941 год, 29 августа. День одной из самых кровавых морских трагедий, но не самой известной, хотя здесь погибло намного больше людей, чем при Цусиме и в Перл-Харборе вместе взятых.

Таллинский переход

По Финскому заливу идет огромный караван – 225 судов и военных кораблей. Это эсминцы, катера, тральщики, подлодки, плавучий госпиталь и множество других кораблей и судов. Их эвакуируют из окруженного фашистами Таллина, который тогда был главной базой Балтийского флота. Суда вышли из Таллина накануне.

Караван вывозит и военных, и гражданских. Сколько их, неизвестно: учет ведется кое-как, а организация похода довольно хаотична из-за спешки. Часть судов ушла без тех, кого должна была взять на борт. Люди на шлюпках догоняют уходящие корабли и суда.

29 августа 1941

29 августа с самого утра немецкая авиация начинает налеты на конвои. Суда – легкая цель: движутся медленно, видны хорошо. Бомбить и расстреливать стараются в первую очередь самые крупные корабли и суда, на которых больше всего людей.

Вода, всплеск такой — и разлетаются веером люди. Носовая часть потонула, обнажились винты. Винты вращаются, люди падают на эти винты.
Михаил Худолеев,
участник Таллинского перехода

Советской авиации, которая могла бы помочь, в этом районе практически нет, а зенитное оснащение кораблей не может полноценно противостоять врагу. Авианалеты становятся непрерывными: до ближайших аэродромов для заправки и пополнения боеприпасов немцам лететь не больше 100 километров. Расстреливают даже транспорт с ранеными: санитарная «Сибирь» с четырьмя тысячами людей на борту в итоге уходит под воду.

Часть судов и кораблей гибнет, подрываясь на минах, которых здесь множество. В составе военных конвоев есть тральщики, но на море – семибалльный шторм, и они не могут нормально работать в таких условиях. Немцы ведут непрерывный огонь не только с воздуха, но и с берега. Тех, чьи корабли ушли под воду, добивают.

Самолеты на бреющем полете расстреливали людей, оказавшихся в воде.
Михаил Худолеев,
участник Таллинского перехода

Миша Худолеев в 1941-м — курсант ленинградского военно-морского училища.

Во время начала войны проходил практику на корабле в Выборгском заливе. Для эвакуации в Кронштадт Худолеева сажают на военный танкер Т-12.

T-12

Танкер Т-12. Построен в Германии незадолго до начала Второй мировой. Продан в Норвегию, в 1940 году куплен Советским Союзом. Носил имена «Ингер Бенедикт» (Inger Benedicte) и «Соя» (Soya VII), при поступлении в Советский Союз сменил имя на безликое Т-12. Вмещал более 2000 кубометров топлива.

Т-12 потопили вечером. Его танки были заполнены не бензином, а мазутом, и судно уходит на дно целым, не взорвавшись. Худолеев, оказавшись в воде, пытается добраться до ближайшего острова Гогланд. Михаил – хороший пловец, но до острова не меньше 10 километров. Доплыть под обстрелом и бомбежкой в холодной воде Балтики вряд ли бы удалось. Через два часа Михаила замечают с уцелевшего в бомбардировке буксира и поднимают на борт. После лечения в кронштадтском госпитале Худолеева отправляют в родное училище. Из 100 человек его роты в живых после Таллинского перехода остались 20.

Точное число жертв бойни в Финском заливе неизвестно. Считается, что людей погибло около 18 тысяч, а кораблей и судов – около 60. Но полных списков тех, кто был на судах, нет. К тому же караван сопровождало множество судов, официально не входивших в его состав.

Михаил Фёдорович Худолеев после войны получил два высших образования, занимался судостроением.

Главной его страстью стали физика и математика. Он зарегистрировал множество патентов на изобретения, издал книгу и написал учебник. Михаил Фёдорович ушел из жизни в августе 2020 года. Ему было 98 лет.

Часть Финского залива, где в 41-м разыгралась кровавая трагедия, объявлена местом боевой славы. Проходя здесь, боевые корабли приспускают Военно-морской флаг.

Т-12 так и лежит на дне. Глубина в этом месте – 63 метра (для сравнения: это высота 20-этажного дома). Водолазы нашли танкер в 2005-м. Первичное водолазное обследование судна было произведено в 2018 году. Корпус танкера отсняли с помощью многолучевого эхолота, что позволило определить его точную конфигурацию. Очевидно, в момент гибели танкера сначала на дно опустилась разрушенная взрывом корма, из танков которой вытекли нефтепродукты, а потом под воду ушли центральная и носовая части корпуса с заполненными танками.

63м

В августе 2020 года при поддержке "Газпрома" была организована экспедиция Центра подводных исследований Русского географического общества. Водолазы ЦПИ РГО зафиксировали маслянистые разводы на поверхности. В лаборатории изучили пробы воды, которые были взяты в местах их появления, и резюмировали: содержание вредных смесей в представленных образцах в 4 раза превышает предельно допустимую концентрацию. В 5-10 раз от установленных региональных фоновых значений отличаются и показатели, полученные из проб донных отложений. Также выше нормы содержание в воде ацетона и изопропанола, но можно допустить, что это связано с другими источниками загрязнения.

Экспедиция Центра подводных исследований Русского географического общества

Кроме того, на месте катастрофы слишком высоки показатели бензапирена, который по степени воздействия на организм относится к высшему классу опасности. Однако это может быть связано с тем, что во внутренних помещениях судна со временем начали разлагаться деревянные детали и изделия из ткани.

На данном этапе специалисты пытались выявить наиболее опасные для окружающей среды составы, которые превышают допустимые нормы. Но для того, чтобы установить превышение фоновых концентраций, необходимо проведение дополнительных анализов.

В настоящий момент вытекания из танкера не наблюдается, но в перспективе существует угроза разрушения корпуса судна. В связи с этим необходимо проводить регулярные исследования, чтобы снизить риски экологической катастрофы. Специалисты планируют вернуться к Т-12 и провести первичный анализ состояния корпуса методами неразрушающего контроля. Это поможет им оценить количество времени, которое танкер сможет еще относительно безопасно для окружающей среды провести под водой.

Решение о необходимости любых подводно-технических работ на Т-12, вплоть до эвакуации нефтепродуктов, будет приниматься совместно с экологами.

Главная цель — сохранение безопасности приграничной акватории.

Смотреть сначала

Другие спецпроекты из серии