Спецпроект

Гостья

из прошлого

П

«Приготовились! Мотор! Камера!» – избитое представление о том, как снимают кино. Команда «Мотор!» предназначалась для звукорежиссера, чтобы он начал запись звука раньше, чем стартует съемка. Только после того, как начинали записывать звук, включали камеру. Таким образом экономили дорогостоящую кинопленку. Сейчас пленку экономить не нужно: всё записывается на «цифру». Новые форматы предоставляют невиданные прежде возможности, но при этом создают и некоторые сложности.

Э

Это съемки фильма в формате 360°. Актеры работают почти как в обычном кино – играют роли, произносят тексты… «Почти» – потому что «смотрящая» на 360 градусов камера видит всё, даже то, что не стоит видеть зрителю. Например, съемочную группу. Из-за этого каждую сцену приходится снимать дважды: обычный дубль и так называемый ответный. Сначала съемочная группа прячется за камерой, а потом переходит на сторону актеров. На монтаже две сцены совместят в одну, на которой уже останутся только актеры.

Н

Но собрать одну сцену из двух – не самая трудоемкая работа. Бывает, что в «видеопазле», из которого нужно собрать картинку, – не два, а больше фрагментов. Например, девять. Именно так, по девять раз, пришлось снимать многие сцены VR-фильма «Китайский дворец. Наследие императрицы». Историческую драму совместили с документалистикой: по Китайскому дворцу Ораниенбаума зрителя сопровождает лично Екатерина II (ее сыграла Екатерина Гусева).

П

Поскольку это VR-кино в формате 360°, зритель может оглядеться вокруг, «подойти» к кому-то из персонажей или объектов. Чтобы можно было рассмотреть даже мельчайшие детали интерьера, снимать решили по секторам, то есть по частям. Таких секторов для каждого помещения было девять, потом эти видео собирали в один файл. Особенно сложно здесь приходится актерам: их действия должны перекликаться друг с другом, как будто всё происходит в один и тот же момент. И так – для каждого актера в каждом из девяти дублей!

А

А классическая 2D-анимация позволила создателям фильма о Китайском дворце и его обитательнице буквально оживить узоры на стенах главной «знаменитости» дворца – Стеклярусного кабинета. На его огромных панно вышиты реальные и фантастические растения, бабочки, странного вида птицы. В фильме «Китайский дворец. Наследие императрицы» панно оживают, и автор фантазий – русская императрица – встречается со своими творениями.

С

Стеклярус – стеклянные цилиндрики с продольным отверстием для нити. С XVII века использовались для вышивки дворцовых панно. Стеклярус придумали во Франции, поэтому его также называли «французскими обоями». Кстати, ответственным за изготовление стекляруса для зала в Китайском дворце был Михаил Ломоносов.

П

Проблемой иногда становится и то, на что мы в обычной жизни даже не обращаем внимания: свет. На всех видео освещение должно быть одинаковым, иначе будет понятно, что записи сделаны в разное время. Набежало облачко, и освещение изменилось – совсем чуть-чуть, но на «паззле», скленном из такого количества фрагментов, это будет заметно. Поэтому окна затягивают светлым полотном и светят на него снаружи. Искусственное «Солнце» готово!

О

Остается самая малость – при монтаже наложить на место затянутых тканью окон реальные виды, которые для этого нужно снять отдельно. Зато, помимо проблемы со светом, таким образом решили еще одну – отсутствия мощных розеток, которые нужны для работы съемочной и осветительной техники. Ну а откуда бы им взяться во дворце XVIII века?

О

Ораниенбаум (Oranienbaum) переводится с немецкого как «оранжевое дерево». Поэтому происхождение названия часто связывают с апельсином или его «родственником» померанцем. Этот фрукт выращивали в местных оранжереях при Петре I. У померанца оранжевые плоды, это нечто среднее между мандарином и помело. Однако более научной кажется другая версия названия Ораниенбаум – в честь Вильгельма III Оранского, правителя Англии, Шотландии и Нидерландов. Baum в этом случае означает не буквально «дерево», а «древо» – семья, род. Ораниенбаум – род Оранских.

К

Кстати, Китайский дворец, о котором рассказывает фильм, – не только место для проживания и работы монарха. Развлекаться здесь тоже умели. В парке «Ораниенбаум», окружающем дворец, была выстроена Катальная горка. Хозяйка с гостями поднимались на 20-метровую высоту, чтобы скатиться оттуда на колясках в виде колесниц, лодок и зверей.

К

Коляски неслись вниз, взмывали на следующую горку, катились дальше – и так несколько раз. Обратно их поднимали с помощью специального механизма. Настоящие американские горки! Хотя вообще-то они не американские, а русские: этот аттракцион придумали в России при Петре Первом.

З

Здесь же, недалеко от русских горок, – «потешная» крепость «Петерштадт», предназначенная для военных игр. Ее в свое время построили для юного Петра Третьего. Выйдя за него замуж, а впоследствии свергнув супруга (поговаривают, что и организовав его подозрительную смерть), Екатерина, тем не менее, содержит потешную крепость в рабочем состоянии.

В

Во дворце есть даже свое казино – зал со столами для игры в ломбер. Кстати, карточные колоды облагались налогом, который шел на содержание воспитательных домов для сирот и беспризорников.

Так что Екатерина Вторая, можно сказать, живет в настоящем парке развлечений – эдаком «русском Диснейленде» XVIII века. И активно меняет и перестраивает окружающее ее пространство.

Ф

Фантастические интерьеры Китайского дворца – это образы, возникшие в воображении Екатерины, ее сны и фантазии. В реальность их воплощает итальянский архитектор Антонио Ринальди, добавляя к смыслам и идеям, заложенным Екатериной, свои собственные.

С

Спустя два с половиной века, в 2021 году, компьютерная графика позволяет «полетать» внутри старинных гравюр и чертежей, совместив их с реальными видами и интерьерами. Заодно можно «раздвинуть» стены, «открыть» потолок, «залить водой» пол с драгоценным старинным паркетом – сделать то, что в реальной жизни вызывало бы сердечный приступ у любого музейного смотрителя.

П

При Екатерине II дворец был одноэтажным, второй этаж надстроили позже. Сначала здание называли «Голландским домиком». Китайским дворцом оно стало позже – из-за оформления некоторых интерьеров в китайском стиле.

О

«Ораниенбауму» очень повезло: это единственная из дворцово-парковых резиденций России, которая полностью уцелела в годы Великой Отечественной войны. А вот после войны Китайский дворец –жемчужина парка – постепенно ветшал: реставраторы больше занимались разрушенным в войну соседним «Петергофом».

В

В 2009 году постоянным партнером музея-заповедника «Петергоф» стало ПАО «Газпром», которое помогло и с восстановлением Китайского дворца в Ораниенбауме.

С

Стеклярусный кабинет был открыт в 2011 году, к 300-летию Ораниенбаума. Тогда же открыли другие залы — Большую антикамеру, Голубую гостиную, Зал муз. К 2018 году были открыты для посещения Розовая гостиная, Гардеробная, Галерея, Передняя, Большой зал, Штофная опочивальня (Штофная – не в честь посуды для алкоголя, а из-за названия особой шелковой ткани, которой отделаны стены), Будуар и кабинет Павла I.

К

К настоящему моменту на средства «Газпрома» уже отреставрированы двенадцать из семнадцати интерьеров дворца, открыты Штукатурный покой и Малый Китайский кабинет. Продолжаются работы в Большом Китайском кабинете и Малой антикамере. При поддержке ПАО «Газпром» приобретены два кресла XVIII века французского мастера Жана-Батиста Тиллиарда, а также кровать XVIII века для Штофной опочивальни. На очереди Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная и кабинет Екатерины. Полностью завершить работы планируется к 2024 году.

К

Снятый в формате 360° VR-фильм «Китайский дворец. Наследие императрицы», созданный по инициативе и поддержке ПАО «Газпром», можно посмотреть в кинотеатре виртуальной реальности на территории музея-заповедника «Петергоф» в Ораниенбауме, а также на платформе Oculus Quest.