Джо Байден в понедельник выступил с экстренным обращением к нации. Поводом послужили не неурядицы во внешней политике, не техногенные катастрофы и не стихийные бедствия а банкротства двух банков, Signature Bank и Silicon Valley Bank. Президент США попытался успокоить граждан, заявив, что финансовая система страны остается стабильной, все депозиты будут доступны при необходимости, а власти ужесточат надзор и регулирование в банковском секторе.
Байден вынужден реагировать на столь значительные потрясения Silicon Valley Bank был не просто одним из крупнейших банков страны, работавших с технологическими стартапами. Он входил в топ-20 банков США а его банкротство стало крупнейшим в США со времен кризиса 2008 года. Так что после его краха многие эксперты и аналитики начали говорить о том, что это банкротство лишь первая ласточка куда более серьезного кризиса.
Итак, сразу оговоримся, что речь пойдет в первую очередь о крахе Silicon Valley Bank, SVB, как о более значительном и знаковом событии.
SVB был основан ещё 40 лет назад и специализировался на обслуживании компаний, так или иначе связанных с высокими технологиями и венчурными инвестициями. За годы своего существования он стал, фактически, главным банком Кремниевой долины. Он пережил немало испытаний на своем веку и пузырь доткомов в нулевых, и финансовый кризис 2008 года. Среди его клиентов гиганты вроде Shopify, второй по популярности платформы для электронной коммерции в мире, или Beyond Meat, крупнейшего мирового производителя заменителей мяса на растительной основе. SVB работал и с криптовалютами, например, сотрудничая с American Circle, эмитентом стейблкойнов USDC (проще говоря, эта компания «выпускала» криптовалюту, привязанную к курсу доллара).
И вот, в пятницу, 10 марта 2023 года такой банк объявляет о банкротстве. При этом крах был молниеносным, SVB развалился буквально за несколько дней в среду он объявляет о допэмиссии (выпуске дополнительных акций), инвесторы пугаются и начинают продавать ценные бумаги банка, их курс падает и вот «старейший» и «крупнейший» уже под внешним руководством.
Но даже не это главная проблема. Дело в том, что в США федеральная страховка по вкладам распространяется только на депозиты, которые не превышают 250 тысяч долларов. А у SVB порядка 95% вкладов существенно больше. Остаться без средств серьезная угроза для стартапов, и все это происходит на фоне кризиса, который сейчас переживает IT-индустрия в США.
Участники рынка потребовали от Вашингтона вмешаться в ситуацию, сохранить средства клиентов банка и принять экстренные меры по сдерживанию кризиса.
12 марта министр финансов США Джанет Йеллен заявила, что власти страны не будут выкупать невозвратные кредитные обязательства у обанкротившегося SVB. 13 марта она, вместе с главой Федеральной резервной системы Джеромом Пауэллом и председателем Федеральной корпорации страхования вкладов Мартином Грюнбергом, сообщила, что вкладчики получат доступ к своим счетам и никаких убытков не понесут.
Успокаивать американцев вышел и Джо Байден он говорил о стабильности экономической системы США и обещал ужесточить регулирование в банковской сфере. И обвинил в кризисе своего предшественника, Дональда Трампа его администрация отменила ограничения, введенные администрацией Барака Обамы после финансового кризиса 2008 года. Однако на вопрос журналистов стоит ли ждать новых банкротств отвечать не стал, а просто покинул зал.
Сам Трамп предрек стране новую Великую депрессию, а Байдена назвал Гербертом Гувером современности именно он руководил страной в тот период. Рынки словам действующего президента также не поверили после выступления Байдена котировки банков США пошли вниз. Пострадал, например, один из крупнейших банков страны, Bank of America. First Republic Bank рухнул на 66%, акции Western Alliance потеряли 77%. С тем же сталкиваются и другие региональные банки США. При этом на фоне столь грандиозного падения акций банков, биткоин пошел вверх и вырос до 24 тысяч долларов.
Британское подразделение SVB за символическую сумму в 1 фунт стерлингов приобрел HSBC. Его генеральный директор Ноэль Куинн заявил, что подданные королевства могут спокойно продолжать пользоваться банком. А вот на американские активы ещё предстоит найти покупателя. Илон Маск, например, поспешил выразить заинтересованность подобной сделкой.
Говоря о крахе SVB и последовавшей за ним волной паники, легко поддаться искушению и начать пророчить глобальный кризис в духе событий 2008 года. Но надо смотреть правде в глаза: крупнейшие американские банки выстоят, федеральные власти примут новые ограничения, которые позволят удержать ситуацию под контролем, а клиенты банков, которые в ужасе пытались снять свои средства со счетов, успокоятся и вернут деньги кредитным организациям.
Однако банкротство Silicon Valley Bank подтачивает доверие к экономической системе США в целом. И события последних дней уже не первое звено в этой цепи. И далеко не последнее.