Длина Московского скоростного диаметра составит около 68 километров. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, проект МСД подразумевает объединение Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд, «органически создающих новую транспортную артерию при бесшовном соединении».
МСД свяжет крупнейшие вылетные магистрали столицы: Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щёлковское, Каширское и Варшавское шоссе, Рязанский и Волгоградский проспекты, а также шоссе Энтузиастов. Более того, магистраль выйдет за пределы города: на севере от Симферопольского шоссе ее продолжит платная трасса М-11 Москва Санкт-Петербург, на востоке строящаяся трасса М-12 Москва Казань, на юге магистраль Солнцево Бутово Варшавское шоссе. А в районе станций Новохохловская МЦД-2 и МЦК Московский скоростной диаметр будет связан с Третьим транспортным кольцом.
Авторы проекта считают, что по своим масштабам МСД будет сопоставим с ТТК и МКАД.
Строительство диаметра разделили на два участка. Первый от Бусиновской развязки до трассы М-12 Москва Нижний Новгород Казань (Северо-Восточная хорда), второй от шоссе Энтузиастов до автодороги Солнцево Бутово Варшавское шоссе (Юго-Восточная хорда).
10 сентября был запущен последний участок на СВХ.
Собянин назвал этот участок МСД самым сложным: он представляет собой отрезок в 8 километров, в которые включены два моста через Яузу и Лихоборку, а также крупнейшая в Европе эстакада.
На Северо-Восточную хорду приходится большая часть МСД. Это 40-километровый участок, на котором построили около 120 километров дорог, включая 80 эстакад, мостов и тоннелей протяженностью 38 километров и 21 пешеходный переход. Сейчас там открыто бессветофорное движение по магистрали от входа в город трассы М-11 (Бусиновская развязка) на севере до Косинской эстакады с перспективой выхода на строящуюся трассу М-12 на востоке Москвы.
Трасса соединяет между собой крупные автомагистрали города МКАД, шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щёлковское, Открытое, Ярославское, Алтуфьевское и Дмитровское шоссе, а также выходит на 15 крупных столичных улиц Фестивальную, Сельскохозяйственную, Берёзовую аллею, 3-й Нижнелихоборский проезд, Амурскую, Щербаковскую, Перовскую, Юности, Паперника и другие.
Это основной участок МСД, проходящий по 26 районам Москвы, где проживают больше 2,5 млн человек. Он позволит местным жителям экономить до 20% времени при поездках на общественном транспорте и примерно 17% за рулем личного авто.
Сейчас северный участок МСД соединяют со строящейся трассой М-12 Москва Нижний Новгород Казань, работы планируют завершить до конца 2023 года.
Также возводят участок СВХ протяженностью 14,1 километра от Лухмановской улицы до трассы Москва Казань. К концу следующего года здесь появятся три перехода, три путепровода и мост.
Что касается ЮВХ, то здесь еще в 2021 году открыли движение по путепроводу через ж/д пути МЦД-2 на участке от Рязанского проспекта до ТТК.
Идет строительство 28-километрового участка ЮВХ от шоссе Энтузиастов до трассы Солнцево Бутово Варшавское шоссе. В него войдут 95 километров дорог, в том числе 35 эстакад, 13 путепроводов, 12 переходов, 4 тоннеля и 3 моста. В ближайшее время планируют достроить тоннели, после чего в начале 2023 года приступят к благоустройству. Собянин допустил, что южный участок МСД возведут в следующем году, хотя изначально планировали к 2024-му.
По оценкам властей, диаметр поможет миллионам водителей из Москвы и Подмосковья более быстро и комфортно добираться из одной части столицы в другую. Причем МСД станет единственной магистралью, которая позволит проезжать город насквозь. Более того, эта трасса будет бесплатной для всех жителей столичного региона.
В среднем благодаря диаметру время в пути сократится на 1050 минут (зависит от расстояния и времени суток). Дорога в аэропорты Шереметьево и Домодедово станет занимать на 2025 минут меньше времени, чем раньше. Также МСД улучшит связность более 40 районов Москвы, в которых проживают более 5 млн человек.
Не менее важно и то, что создание МСД означает установление транспортного сообщения с Казанью и Петербургом. При этом авторы проекта уточняют, что на диаметре не будет транзита грузового транспорта, то есть речь идет только про владельцев личных авто.