Чартеры не летают на популярные египетские курорты с ноября 2015 года, после теракта на борту самолета авиакомпании «Когалымавиа».
Спустя три года после запрета на авиасообщение с Египтом Россия возобновила регулярные рейсы в Каир. Сейчас попасть туда можно чартерами авиакомпаний «Аэрофлот» и Egypt Air. Однако чтобы из Каира попасть в Хургаду или Шарм-эш-Шейх, туристы вынуждены пользоваться внутренними стыковочными рейсами, добираться на арендованных автомобилях или ехать на автобусе пять-семь часов.
До того, как авиасообщение между странами прервали, Египет каждый год посещали 3 млн российских туристов, а потом максимум 100150 тысяч. За прошедшие пять лет много раз появлялась информация о скором возобновлении прямых рейсов в Шарм-эш-Шейх и Хургаду, но каждый раз она оказывалась недостоверной.
До осени 2015 года Египет был для россиян вторым по популярности туристическим направлением после Турции. А после недавних новостей об ограничении полетов в Турцию, где выросла заболеваемость COVID-19, Египет занял лидирующее место в списке самых интересных направлений для наших туристов. 13 апреля, то есть на следующий день после «закрытия» Турции, число поисковых запросов о вылете в Египет возросло более чем в два раза. И хотя туроператоры считают, что открытие Египта не заменит Турцию полностью, все же Египет это круглогодичное направление и примерно тот вид отдыха, за которым россияне традиционно ехали Турцию.
Главный вопрос: когда на египетские курорты полетят чартеры пока остается без ответа. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе говорит, что после того, как власти назовут даты открытия, туроператорам понадобится еще неделя-две на то, чтобы запустить чартерные программы. На первом этапе прямые перелеты на египетские курорты будут доступны из более чем 20 российских городов.
Впрочем, в российском оперштабе по коронавирусу полагают, что как минимум до конца майских праздников чартеры в Египет не откроют. Чтобы запустить международные рейсы, необходимо уладить множество технических деталей, связанных с протоколами безопасности и противоэпидемическими мерами. Кроме того, авиационным властям двух стран предстоит согласовать расписание полетов, число рейсов, допущенных к пассажирским перевозкам авиакомпании, аэропорты прилета и вылета и множество других вещей.
Как заявили в Российском союзе туриндустрии, если чартеры откроются, то стоимость путевок упадет на 3040% по сравнению с нынешней ценой.
По словам вице-президента АТОР Дмитрия Горина, стоимость авиабилетов будет зависеть от числа рейсов и их статуса регулярные или чартерные. Если количество полетов будет ограничено какими-то квотами, то цена будет выше. Если же ограничений не будет, то Египет может стать самым бюджетным зарубежным пляжным направлением.
В нынешней же ситуации, без перелетов на курорты, Египет дорогое удовольствие. Авиаперевозка в Каир и обратно обходится примерно в 5060 тысяч рублей. Это увеличивает стоимость туров. Например, цены путевок на майские праздники начинаются в основном от 200 тысяч рублей на двоих. На летний период цена авиабилетов из Москвы в Каир и обратно начинается от 25 тысяч рублей. Однако это минимальные цены, «поймать» которые получается не всегда. Улететь в Египет, например, на майские праздники, заплатив меньше 60 тысяч за билет в оба конца, уже практически невозможно.
Сейчас для въезда в Египет необходима справка с отрицательным результатом ПЦР-теста, сделанного не ранее чем за 72 часа до прибытия, медицинская страховка, способная покрыть лечение от коронавируса в случае заболевания, а также декларация о состоянии здоровья.
На египетских курортах действует ряд ограничений: масочный режим в общественном транспорте, такси и в закрытых помещениях. Собрания и мероприятия запрещены, рестораны и кафе разрешено заполнять лишь на 50%. При этом все места досуга открыты, все экскурсии доступны для туристов. Отели работают с соблюдением соответствующих мер безопасности. Персонал обязан носить маски, но для гостей они необязательны.
По последним данным, в сутки в Египте выявляют примерно 800900 случаев заболевания COVID-19. Это почти в десять раз меньше, чем в России (при этом население Египта всего в полтора раза меньше, чем России). Работающие в туристическом секторе египтяне проходят вакцинацию.
Египет как массовое туристическое направление «умер» для России после одной из крупнейших катастроф в истории российской авиации. Утром 31 октября 2015 года самолет компании «Когалымавиа», выполнявший рейс из Шарм-эш-Шейха в Петербург, потерпел крушение в небе над Синайским полуостровом.
На его борту находились 224 человека, в основном жители Петербурга. Все они погибли. Российская сторона случившееся признала терактом. Эксперты ФСБ выяснили, что борт взорвали устройством, которое заложили под пассажирское кресло. В свою очередь, египтяне на официальном уровне так и не признали, что это был теракт. По версии Каира, это была авария.