• ТВ-Эфир
  • Стиль
  • Право
  • Сериал

Что вам найти?

Найти

Кто покажет дорогу? Куда заехал российский рынок такси

4958
1
В Нижнем Новгороде умер избитый таксистом пассажир. Возможно, причиной смерти стали не побои, а сердечный приступ. Однако независимо от этого история вновь привлекла внимание к ситуации на российском рынке такси. Претензии к нему есть и у водителей, и у пассажиров.
Читайте ниже
Дешевле — только пешком

Недавно московские таксисты объявили, что в начале декабря планируют устроить забастовку. К акции готовы присоединиться их коллеги из Краснодара, Казани, Ростова и других регионов. Это не первая подобная забастовка, но ни одну из предыдущих пассажиры даже не заметили. Чем же недовольны извозчики?

Главная претензия у них — к компаниям-агрегаторам, которые подмяли под себя рынок такси практически по всей стране. Водители считают, что агрегаторы (они выступают посредником между пассажиром и таксопарком или водителем-индивидуалом) берут слишком высокую комиссию за свою работу. Как правило, она составляет 15–20 процентов от цены заказа. Свою комиссию берет и таксопарк, если водитель оформлен на работу через него (именно так и происходит в большинстве случаев). Снижает доход водителей и большая конкуренция на этом рынке, особенно в густонаселенных городах. Такси здесь много, и чтобы победить в конкурентной борьбе и получить пассажира, приходится снижать цены. В итоге доходит до абсурдных цифр вроде 40 рублей за поездку. Конечно, в этом случае сам агрегатор доплатит водителю, но немного. Нередко за 100 рублей таксист везет сразу трех-четырех пассажиров — в итоге поездка обходится им дешевле, чем на общественном транспорте. В итоге, жалуются водители, им приходится буквально жить в машине, чтобы нормально зарабатывать.

Шайтан-арба

Еще одна претензия российских таксистов — к коллегам-иностранцам. Граждане стран, входящих в Евразийский экономический союз, имеют право работать, не получая российское водительское удостоверение — по национальным правам. Чаще других этим пользуются водители из Киргизии (помимо Киргизии и России, в ЕАЭС также входят Белоруссия, Казахстан и Армения). Насколько строгим был экзамен в местной дорожной полиции и не были ли права просто куплены — неизвестно.

Напомним, именно заснувший таксист — гастарбайтер из Киргизии во время чемпионата мира по футболу выехал на тротуар в самом центре Москвы, на Ильинке. Машина сбила 8 человек.

Водитель — Чынгыз Анарбек уулу — рассказал, что провел за рулем около 20 часов. Позже он получил полтора года принудительных работ и крупный штраф, но уже летом 2019-го оказался на родине. Сейчас он, кстати, работает поваром, а одновременно делает карьеру бойца без правил.

Недовольна водителями из ближнего зарубежья и часть пассажиров. Главная претензия — уровень водительского мастерства некоторых ездоков. Получив права и опыт вождения в небольшом поселке где-то на просторах СНГ и оказавшись на улицах Москвы или другого мегаполиса, водители не всегда в состоянии реагировать на напряженную дорожную обстановку. А в случае ДТП могут и попытаться укрыться от российского правосудия у себя на родине.

Преступники за рулем…

Еще одна претензия к водителям — то, что при приеме их на работу никто не проверяет ни состояние их здоровья (в том числе психического), ни возможное наличие криминального прошлого. А если это и делается, то, как правило, формально.

22 октября 2019 года в Москве после конфликта с пассажиром таксист несколько раз ударил его ножом. На следующий день также в столице другой извозчик напал с ножом на водителя скорой помощи. Таксистом оказался имеющий судимость приезжий. Подобные истории попадают в сводки новостей едва ли не каждый день.

Крупнейшие агрегаторы во главе с главным монополистом «Яндекс.Такси» заявляют о намерении создать единый реестр таксистов и ужесточить правила их приема на работу. Недавно там предложили нанимать водителей, только проверив по государственным базам данных, нет ли у них алкогольной или наркотической зависимости, судимостей, а также не лишены ли они водительских прав. Ранее агрегаторы пытались провести эту инициативу через Думу, но это не получилось. Теперь они написали письмо президенту. Тем не менее, пока инициатива остается лишь инициативой.

Комитет Госдумы по транспорту и строительству тем временем подготовил законопроект, запрещающий работать в такси водителям без российского гражданства, с судимостью за особо тяжкие преступления или стажем вождения менее трех лет. Летом 2019 года документ был принят в первом чтении. Второе должно было состояться в сентябре, но с тех пор о нем ничего не слышно.

… и на пассажирском сиденье

В мае Профсоюз таксистов Москвы призвал агрегаторы ввести рейтинг пассажиров в приложениях для вызова такси. Особенно сильно таксисты страдают от поведения пассажиров перед выходными, когда уставшие за неделю офисные служащие разъезжаются с пятничных вечеринок.

Таксисты предложили снижать рейтинг тем клиентам, которые мешают им управлять автомобилем или оскорбляют их. Заодно предложено наказывать и не агрессивных, но чересчур навязчивых пассажиров.

Александр Макаров, председатель профсоюза: «Некоторые считают, что таксист — это дежурная жилетка. Особенно этим страдает женский пол, у них разгон от эйфории до истерики — 15 секунд. Потом не хотелось бы такого панибратского отношения — похлопывания по плечу недопустимы».

Кстати, в США и Канаде сервис такси Uber уже запретил поездки пассажирам с низким рейтингом. В России такого правила пока нет.

Никто не застрахован

Широко известна история Елены Гращенковой. В 2016 году она попала в Санкт-Петербурге в аварию во время поездки на машине, заказанной через «Яндекс.Такси». Из-за длительного лечения она потеряла бизнес, а сами врачебные услуги обошлись ей в 600 тысяч рублей. Елена попыталась взыскать эти деньги (а заодно компенсацию за моральный вред, упущенную выгоду и оплату услуг адвоката) с «Яндекс.Такси», но выяснилось, что компания лишь оказывает информационные услуги. Сервис предложил женщине судиться с таксопарком. После многомесячных разбирательств суд обязал «Яндекс.Такси» выплатить пострадавшей 300 тысяч рублей. Сейчас Гращенкова продолжает судебные тяжбы — она хочет получить 60 миллионов. Сама она говорит, что понимает абсурдность этой суммы. Ее цель — создать прецедент и заставить платить пострадавшим самих агрегаторов, а не таксопарки, учредителями которыми зачастую являются фирмы-однодневки.

История Гращенковой привлекла внимание к тому, что пассажиры такси в России не имели по сути никакой страховки от несчастного случая. В России отсутствует закон, обязывающий перевозчика страховать пассажиров на время поездки. В октябре 2018 года Госдума приняла соответствующий законопроект в первом чтении, но на этом все закончилось. Сейчас пассажир, пострадавший в ДТП при поездке на такси, может получить до 500 тысяч рублей по ОСАГО (точно так же как и при поездке на трамвае, автобусе и другом общественном транспорте). Это максимальная сумма, ее выплатят в случае очень тяжелых травм или гибели пассажира. Принятый лишь в первом чтении законопроект предполагал компенсацию до 2 миллионов рублей.

Кроме того, в Госдуме обсуждали поправки в закон об ОСАГО. Согласно им, доплатив 1 рубль за поездку, пассажир смог бы получить до 1 миллиона страховых выплат. Но и этот документ пока находится в стадии обсуждения.

Тем не менее, некоторые агрегаторы уже страхуют пассажиров, но пока они делают это добровольно: закона, обязывающего их предоставлять страховку, нет.

Почему всё у нас так?

Причина популярности такси в России проста: сейчас у нас дешевле ездить на такси, чем на собственной машине. Аналитики объясняют это высокой стоимостью покупки и содержания автомобиля. На этом фоне траты на такси оказались сравнительно невелики. Конкуренция на рынке такси растет, а мобильные приложения для поездок скачивают всё больше. Спрос на услуги такси в России будет только расти, несмотря на все описанные выше проблемы.

Кто покажет дорогу? Куда заехал российский рынок такси.

ДТП, законодательство, такси.

НТВ.Ru: новости, видео, программы телеканала НТВ
Кто покажет дорогу? Куда заехал российский рынок такси
17
Спасибо за голос!

Читайте также

1 комментарий