Конфликт авиационных властей России и Чехии: что происходит
Российские авиакомпании отменили, а затем вернули в расписание большую часть рейсов в Чехию. Объясняем причины возникшей проблемы между авиационными ведомствами двух стран.
И никуда я не поеду, мне и в Союзе хорошо
Утром 2 июля российские авиакомпании объявили об отмене ряда рейсов между Россией и Чехией. Причиной стало то, что авиационные власти Чехии аннулировали разрешения на выполнение рейсов российскими компаниями. В итоге «Аэрофлот» отменил четыре из шести ежедневных пар рейсов Москва — Прага — Москва. «Уральские авиалинии» приостановили полеты в Прагу из московского аэропорта Жуковский и из Екатеринбурга (по одной паре рейсов из каждого города). «Победа», летающая в Карловы Вары, предупредила, что отменит этот маршрут с четверга, 4 июля. Спустя несколько часов «Уральские авиалинии» объявили, что им снова разрешено выполнять рейс из Екатеринбурга в Прагу.
Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги
Официально о причинах такого решения Праги не сообщалось. Но сразу несколько информированных источников рассказали, что чехи недовольны условиями транссибирского маршрута Прага — Сеул для своего национального перевозчика Czech Airlines («Чешские авиалинии»).
Как известно, самые короткие маршруты между Европой и Азией и Азией и Северной Америкой проходят над Сибирью. Еще в 70-е годы сложилась система получения Советским Союзом денег за такие перелеты. За полеты над РФ иностранные перевозчики платят деньги — так называемые транссибирские роялти, они же пролетные. В свое время эта схема была придумана как компенсация за недополучаемую «Аэрофлотом» прибыль: западные авиакомпании использовали Москву в качестве транзитного аэропорта при выполнении таких полетов. Позже были изобретены дальнемагистральные самолеты, необходимость в посадке в Москве отпала, но система платежей за пролет над Сибирью сохранилась.
Now gimme money, that’s what I want
В России пролетные деньги получает «Аэрофлот» как преемник еще советского «Аэрофлота» — единственной авиакомпании СССР. Небольшую часть этих средств он отдает на поддержку летных училищ и подготовку авиационного персонала. Общая сумма пролетных не раскрывается, в разные годы разные эксперты оценивали ее в 300 — 500 миллионов долларов в год.
Периодически возникают обсуждения об отмене транссибирских роялти. Обычно их инициируют власти ЕС, европейские авиакомпании и российские конкуренты «Аэрофлота». Тем не менее, система сохраняется, и эти средства составляют заметную часть в прибыли «Аэрофлота».
Что касается нынешнего конфликта, то сейчас «Чешские авиалинии» летают над Сибирью по временным разрешениям, которые регулярно продлевают. Источник утверждает, что Прага попросила выдать постоянное разрешение, а Москва, в свою очередь, запросила преференций для российских перевозчиков. Договориться не удалось, говорит источник. Не получив постоянное разрешение, чехи в ответ снизили число рейсов российских перевозчиков до формально необходимого минимума.
Напрягся лайнер, слышен визг турбин
По состоянию на 14 часов 2 июля ситуация такова: Прага выдала российским авиакомпаниям временное разрешение на полеты в Чехию. Срок его действия истекает в ближайшее воскресенье, 7 июля. Что будет после этого, пока неизвестно. Но и российский, и чешский Минтранс заявляют, что надеются на быстрое достижение договоренности. При этом обе стороны обвиняют друг друга в нарушении действующего соглашения о воздушных авиаперевозках (оно было заключено в 1966 году).
Тем, кто в ближайшее время собирается лететь в Чехию, мы рекомендуем проверять информацию о своем рейсе — это можно сделать на сайте авиакомпании или аэропорта вылета. Кроме того, перевозчики обещают самостоятельно информировать пассажиров о возможных задержках и отмене рейсов.
UPD 4 июля авиавласти России и Чехии договорились сохранить авиасообщение между странами в нынешних объемах как минимум до конца лета. Заморозить ситуацию, чтобы в высокий туристический сезон не срывать людям запланированные поездки, предложил российский Минтранс, и чехи приняли это предложение. Переговоры продолжатся в конце лета.
Читайте также
СТАТЬЯ
«Хезболла»: обезглавлена, но не побеждена
СТАТЬЯ
Запад меняет курс по вопросу Украины
СТАТЬЯ
Как «пейджерная атака» в Ливане изменит мир
СТАТЬЯ
ИИ на линии фронта
СТАТЬЯ
Украина в бегах: дезертиры и общество спасаются от войны
СТАТЬЯ
Первый шаг к человеку-невидимке: ученые сделали ткани прозрачными с помощью пищевого красителя
СТАТЬЯ
Зеленский тасует колоду: кто ушел и кто остался?
СТАТЬЯ
Китай захватывает мировые авторынки
СТАТЬЯ
«Паляница»: геймченджер или влажные фантазии?
СТАТЬЯ
Авто без обязательств: как устроен рынок покатушек с липового профиля
СТАТЬЯ
Бессмысленная атака: западные СМИ — о заходе ВСУ в Курскую область
СТАТЬЯ
Бюрократия и неправильные приоритеты: почему блок НАТО не готов к войне с Россией