Утром 2 июля российские авиакомпании объявили об отмене ряда рейсов между Россией и Чехией. Причиной стало то, что авиационные власти Чехии аннулировали разрешения на выполнение рейсов российскими компаниями. В итоге «Аэрофлот» отменил четыре из шести ежедневных пар рейсов Москва Прага Москва. «Уральские авиалинии» приостановили полеты в Прагу из московского аэропорта Жуковский и из Екатеринбурга (по одной паре рейсов из каждого города). «Победа», летающая в Карловы Вары, предупредила, что отменит этот маршрут с четверга, 4 июля. Спустя несколько часов «Уральские авиалинии» объявили, что им снова разрешено выполнять рейс из Екатеринбурга в Прагу.
Официально о причинах такого решения Праги не сообщалось. Но сразу несколько информированных источников рассказали, что чехи недовольны условиями транссибирского маршрута Прага Сеул для своего национального перевозчика Czech Airlines («Чешские авиалинии»).
Как известно, самые короткие маршруты между Европой и Азией и Азией и Северной Америкой проходят над Сибирью. Еще в 70-е годы сложилась система получения Советским Союзом денег за такие перелеты. За полеты над РФ иностранные перевозчики платят деньги так называемые транссибирские роялти, они же пролетные. В свое время эта схема была придумана как компенсация за недополучаемую «Аэрофлотом» прибыль: западные авиакомпании использовали Москву в качестве транзитного аэропорта при выполнении таких полетов. Позже были изобретены дальнемагистральные самолеты, необходимость в посадке в Москве отпала, но система платежей за пролет над Сибирью сохранилась.
В России пролетные деньги получает «Аэрофлот» как преемник еще советского «Аэрофлота» единственной авиакомпании СССР. Небольшую часть этих средств он отдает на поддержку летных училищ и подготовку авиационного персонала. Общая сумма пролетных не раскрывается, в разные годы разные эксперты оценивали ее в 300 500 миллионов долларов в год.
Периодически возникают обсуждения об отмене транссибирских роялти. Обычно их инициируют власти ЕС, европейские авиакомпании и российские конкуренты «Аэрофлота». Тем не менее, система сохраняется, и эти средства составляют заметную часть в прибыли «Аэрофлота».
Что касается нынешнего конфликта, то сейчас «Чешские авиалинии» летают над Сибирью по временным разрешениям, которые регулярно продлевают. Источник утверждает, что Прага попросила выдать постоянное разрешение, а Москва, в свою очередь, запросила преференций для российских перевозчиков. Договориться не удалось, говорит источник. Не получив постоянное разрешение, чехи в ответ снизили число рейсов российских перевозчиков до формально необходимого минимума.
По состоянию на 14 часов 2 июля ситуация такова: Прага выдала российским авиакомпаниям временное разрешение на полеты в Чехию. Срок его действия истекает в ближайшее воскресенье, 7 июля. Что будет после этого, пока неизвестно. Но и российский, и чешский Минтранс заявляют, что надеются на быстрое достижение договоренности. При этом обе стороны обвиняют друг друга в нарушении действующего соглашения о воздушных авиаперевозках (оно было заключено в 1966 году).
Тем, кто в ближайшее время собирается лететь в Чехию, мы рекомендуем проверять информацию о своем рейсе это можно сделать на сайте авиакомпании или аэропорта вылета. Кроме того, перевозчики обещают самостоятельно информировать пассажиров о возможных задержках и отмене рейсов.
UPD 4 июля авиавласти России и Чехии договорились сохранить авиасообщение между странами в нынешних объемах как минимум до конца лета. Заморозить ситуацию, чтобы в высокий туристический сезон не срывать людям запланированные поездки, предложил российский Минтранс, и чехи приняли это предложение. Переговоры продолжатся в конце лета.