«Моя улица» крупнейший проект благоустройства Москвы за последние 50 лет. Цели программы комплексное благоустройство, развитие пешеходного пространства (расширение тротуаров, создание безбарьерной среды), озеленение (высадка деревьев и кустарников), ремонт и замена инженерных сетей, реставрация и архитектурно-художественная подсветка зданий.
Решение о проведении программы было принято в 2014 году. Работы стартовали в 2015 году и завершатся в 2018.
В 2015 году было отремонтировано 47 улиц, реконструировано 147 километров пешеходного пространства. Работы, в частности, прошли на Мясницкой и Большой Ордынке (на них расширили тротуары и разметили велодорожку), Пушечной, Неглинной и Рождественке (это позволило благоустроить пешеходное пространство вокруг магазина детских товаров на Лубянке). Триумфальная площадь стала пешеходной, здесь установили качели и кафе. Уложенная на площади плитка повторяет фасад концертного зала имени Чайковского.
Фото: РИА Новости /Антон Денисов
На фасадах 26 домов установили архитектурную подсветку. Коммуникации начали убирать под землю, а с улиц стал исчезать «визуальный мусор» многочисленные рекламные перетяжки и стенды.
В 2016 году работы коснулись примерно 60 улиц, среди которых Тверская (здесь установили исторические фонари 50-х годов прошлого века, воссозданные по чертежам тех лет), Новый Арбат (на нем появилась 150-метровая скамейка), Моховая, Охотный ряд, Кремлёвская набережная, часть Бульварного и Садового колец. Было подсвечено около 40 зданий.
Последними работами, выполненными в 2016 году в рамках программы «Моя улица», стала посадка деревьев: ее завершили в декабре. Деревья, в частности, появились на Новом Арбате и Тверской.
Фото: РИА Новости /Валерий Мельников
Продолжилось расширение тротуаров, замена асфальта на плитку; пешеходные переходы на реконструированных улицах расположили на одном уровне с тротуаром. Гранитными плитами вымостили 155000 квадратных метров тротуара. В Москве появилось 212 новых наземных пешеходных переходов и 7 километров новых выделенных полос, в том числе встречная от Большой Полянки до Лубянки. Остановки общественного транспорта оборудовали электронными табло и точками раздачи Wi-Fi.
Фото: ТАСС /Джапаридзе Михаил
Всего за 2015 2016 год было отремонтировано около 1400 фасадов, убрано под землю 750 километров проводов, высажено примерно 7500 деревьев и 115000 кустарников, установлено около 5500 новых фонарей. Ширина тротуаров на отремонтированных улицах увеличилась в среднем в 1,5 раза.
В этом году работы затронут 64 улицы и переулка, 12 площадей, 11 набережных.
Фото: Официальный сайт Мэра Москвы
Один из самых амбициозных проектов строительство парка «Зарядье». Уже начали разбирать простоявшее более 10 лет ограждение вокруг будущего парка. Сейчас строители благоустраивают территорию, после этого здесь начнут укладывать плитку, брусчатку и бордюры. В «Зарядье» будут представлены характерные для России ландшафтные зоны: лес, степь, заливные луга и северный ландшафт. Здесь заработают медиацентр, ледяная пещера, научно-познавательный центр и концертный зал. Открыть парк власти города планируют в этом году.
Фото: Официальный сайт мэра Москвы
На Лубянке вместо транспортной развязки появится пешеходная площадь.
Фото: strelka-kb.com
На площади Тверская застава положат трамвайные рельсы. Здесь появится сквер, а на площадь вернут памятник Максиму Горькому.
Фото: Официальный сайт мэра Москвы
Работы пройдут также на Бульварном и Садовом кольцах и других магистралях столицы. Кроме того, в рамках программы «Моя улица» будет обновлен внешний вид 43 станций метро. Инженерные коммуникации убирают в пластиковые коллекторы предполагается, что они прослужат без ремонта несколько десятилетий. Организаторы работ подчеркивают, что подземные коллекторы прокладывают с резервом в 23 раза, чтобы следующие 2025 лет не перекапывать улицы для прокладки новых кабелей.
Внешняя сторона Садового кольца:
от улицы Долгоруковской до улицы Краснопролетарской перекрыта одна, свободно четыре полосы;
от улицы Краснопролетарской до Олимпийского проспекта перекрыто три, свободно четыре полосы;
Самотечная эстакада свободна полностью;
от Олимпийского проспекта до улицы Мещанской перекрыто три, свободно четыре полосы;
от улицы Мещанской до улицы Щепкина перекрыто четыре, свободно три полосы;
от улицы Щепкина до проспекта Мира перекрыто две, свободно пять полос;
от проспекта Мира до улицы Большой Спасской перекрыто три, свободно четыре полосы;
от улицы Большой Спасской до проспекта Академика Сахарова перекрыто две, свободно три полосы;
от проспекта Академика Сахарова до улицы Каланчевской перекрыта одна, свободно пять полос;
от улицы Каланчевской до Хомутовского тупика перекрыта одна, свободно шесть полос;
от Хомутовского тупика до улицы Старой Басманной перекрыта одна, свободно шесть полос;
от улицы Старой Басманной до Полуярославской набережной перекрыта одна, свободно четыре полосы;
от Николоямской набережной до Аристарховского переулка перекрыта одна, свободно две полосы;
от Аристарховского переулка до улицы Александра Солженицына перекрыта одна, свободно три полосы;
Ульяновская эстакада свободна полностью;
Большой Краснохолмский мост свободен полностью;
Малый Краснохолмский мост свободен полностью;
от Космодамианской набережной до улицы Дубининской перекрыта одна, свободно пять полос;
от улицы Дубининской до улицы Люсиновской перекрыто две и свободно две полосы;
Добрынинский тоннель свободен полностью;
от улицы Валовой до Крымского Вала все полосы свободны;
на улице Житной (от Большой Якиманки до улицы Мытной) перекрыта одна, свободно две полосы;
от улицы Коровий Вал до улицы Люсиновской перекрыто две, свободно три полосы;
Калужский тоннель полностью свободен;
Крымский мост полностью свободен;
на Зубовском бульваре (от Крымской площади до улицы Зубовской) перекрыто четыре, свободно пять полос.
Внутренняя сторона Садового кольца:
от улицы Малая Дмитровка до Каретного Ряда перекрыто две полосы, свободно пять полос;
от улицы Каретный Ряд до Цветного бульвара перекрыто три полосы, свободно четыре полосы;
Самотечная эстакада свободна полностью;
от Цветного бульвара до Трубной улицы перекрыто две, свободно пять полос;
от Трубной улицы до Сретенки перекрыто три полосы, свободно четыре;
от Сретенки до Афанасьевского переулка перекрыто четыре полосы, свободно пять полос;
от Афанасьевского переулка до проспекта Академика Сахарова перекрыта одна, свободно пять полос;
от проспекта Академика Сахарова до Каланчевской улицы перекрыта одна полоса, свободно пять;
от Каланчевской улицы до Большого Харитоньевского переулка перекрыто три полосы, свободно пять полос;
от Большого Харитоньевского переулка до Покровки перекрыто две полосы, свободно шесть полос;
от Покровки до Серебрянической набережной перекрыта одна полоса, свободно четыре;
от Берниковской набережной до Тетеринского переулка перекрыта одна, свободно две полосы;
от Тетеринского переулка до Верхней Радищевской улицы перекрыта одна полоса, свободно три полосы;
Ульяновская эстакада свободна полностью;
Большой Краснохолмский мост свободен полностью;
Малый Краснохолмский мост свободен полностью;
от Космодамианской набережной до Новокузнецкой улицы одна полоса перекрыта, свободно пять;
от Новокузнецкой улицы до Большой Ордынки перекрыто две полосы, свободно две;
Добрынинский тоннель свободен полностью;
участок от Валовой улицы до Крымского Вала свободен полностью;
от Житной улицы до Большой Якиманки перекрыта одна полоса, три свободно;
от Коровьего Вала до Мытной улицы перекрыта одна полоса, две свободны;
Калужский тоннель свободен полностью;
Крымский мост свободен полностью;
- на Зубовском бульваре (от Крымской площади до Пречистенки) перекрыто четыре полосы, свободно четыре.
За 2015 и 2016 год на программу было потрачено 45 миллиардов рублей. Итоги тендеров на часть работ в нынешнем году еще не подведены. Общий бюджет программы на все годы превышает 125 миллиардов рублей. Расходы на «Мою улицу» составляют около 1,5% бюджета Москвы.
Есть. В первую очередь недовольны автомобилисты: из-за ремонта в городе образуются серьезные пробки, в том числе летом, когда традиционно количество заторов в Москве снижалось. Центр организации дорожного движения перед началом работ прогнозировал утренние и вечерние пробки в 89 баллов, и этот прогноз уже сбывается. Самые серьезные затруднения ожидаются на Садовом и Бульварном кольцах и прилегающих к ним улицах (реконструкция на Садовом началась в ночь на 17 апреля, на некоторых участках для движения оставили всего 2 полосы). Очевидно, что большая часть автомобильного потока переместится на Третье транспортное кольцо, движение на некоторых участках которого и без того затруднено. Власти просят водителей не использовать центр для транзита и по возможности пересаживаться на общественный транспорт.
Некоторые проекты реконструкции также подвергаются критике со стороны автомобилистов. В частности, неоднозначные оценки вызывает грядущая переделка Лубянки и площади Тверская застава.
Кроме того, на время благоустройства на ряде центральных улиц убирают места для парковки, что также не радует автомобилистов. Однако руководство города никогда не скрывало приоритеты транспортной политики:
на первом месте удобство пешеходов;
на втором приоритет общественного транспорта: он использует улицы города наиболее эффективно;
далее движущийся автомобиль;
и лишь на последнем месте припаркованный автомобиль: он простаивает, занимая общественное пространство.
Еще одна проблема, которую москвичи связали с масштабной реконструкцией московских улиц, подтопления после ливней.
Фото: ТАСС /Васев Стоян
После нескольких таких случаев стали активно обсуждать версию о том, что при ремонте якобы была нарушена нормальная работа ливневой канализации. Власти парируют: «наводнений» в последние годы стало значительно меньше, чем раньше. Последнее летнее наводнение в центре города было в начале 70-х годов прошлого века: тогда весь центр затопило на высоту до метра. Нынешние подтопления лишь бледная тень прежних наводнений, отмечают столичные власти.
Фото: ussr-museum.com