Театр Станиславского из храма искусства превратился в храм японских божеств. В российскую столицу приехали японские мастера кагура.
Так называется ритуальный
Поездка в Россию для артистов — это не просто гастроли, а особая миссия. Так японцы выразили благодарность за поддержку и сочувствие, оказанные их стране после землетрясения и цунами. Корреспондент НТВ Иван Трушкин побывал на представлении в Театре имени Станиславского и выяснил, что отточенные синхронные кружения, прыжки и удары ногой о землю — это вовсе не результат долгого обучения в хореографической школе. Все актеры — непрофессионалы.
Девушка, положившая голову в пасть льва (божество в этом облике символизирует маска) должна чувствовать себя необычайно счастливой. Обряд излечивает от всех болезней и делает сильнее духом. Про болезни, может, и легенда, но про крепость духа — истинная правда, долго слушать шумные японские барабаны нелегко.
Кагура — это не только и не столько театр, это обряд преклонения перед божеством, ритуальное шествие, которое начинается 3 января и длится до марта. Танцоры ходят по местным деревням, заглядывают чуть ли не в каждый дом. Чем не аналог нашего колядования?
Екатерина Морозова, театровед: «Если мы транслируем это на русскую культуру, то хождения по домам привязаны к новогоднему празднику, самому главному празднику в фольклорной традиции. Освещение домов — это выражение такого божественного расположения по отношению к простым жителям».
По сути «Куромори Кагура» — это такая японская самодеятельность, подкрепленная уважением к традициям и неизменной скромностью. Актеры не дают развернутых интервью, называя себя добрыми, но немногословными людьми. Они не выезжают на гастроли, тут нет погони за коммерческим успехом представления. Приезд в Россию — вообще особый случай.
Юитиро Кария, комитет образования города Мияко: «Мы благодарим российские власти и российский народ за помощь в преодолении последствий землетрясения. У нас много говорили о том, что в те нелегкие дни Россия отправила к нам отряд спасателей. Эти гастроли — наша благодарность».
После мартовского землетрясения в труппе возникли споры: а стоит ли танцевать, когда полстраны в разрухе, двоих приехавших в Москву актеров волны оставили без крова. Но потом решили: конечно стоит. Никакому цунами эту верность собственной истории не сокрушить.