«Запорожцу» — 50 лет.

автомобили, автопробег, автопром, история, рекорды, ретроавтомобили, Украина.

НТВ.Ru: новости, видео, программы телеканала НТВ«Запорожцу» — 50 лет

«Запорожцу» — 50 лет

«Запорожцу» — 50 лет

«Запорожцу» — 50 лет

    Юбилей отмечает герой множества анекдотов, неказистый и когда-то самый популярный в народе автомобиль ЗАЗ-965.

    Сегодня юбилей отмечает герой множества анекдотов, неказистый и когда-то самый популярный в народе автомобиль ЗАЗ-965, который в историю вошел под именем «горбатый». Первая советская микролитражка сошла с конвейера ровно 50 лет назад, и его довольно скромная цена, равная тысяче бутылок водки, позволила даже тем, кто об этом не мечтал, обзавестись личным автомобилем.

    Несмотря на непритязательную внешность и крайне тесный салон (шутили, что в «Запорожце» нет радио, потому что уши водителя все равно зажаты коленками), у него были и очевидные достоинства. Например, способность ездить по бездорожью.

    О чествовании юбиляра — корреспондент НТВ Юрий Кучинский.

    Влюбленные в «Запорожец», обычно, называют лишь один недостаток этой машины, который, впрочем, тут же превращают в достоинство: мотор уж очень громкий, а звукоизоляции в салоне нет. Но с другой-то стороны, начнет жена пилить по дороге на дачу, а тебе и не слышно.

    «Запорожец» Александра Герасимова, похоже, роскошь, а не средство передвижения: красный кожаный салон, аутентичная комплектация, пробег всего-то восемь тысяч, разве что аккумулятор за годы консервации подсел. Александр машину бережет, как галерист — картину. Колесный антиквариат ведь тоже в цене только растет. Тем более, что прозрения мастеров старой инженерной школы теперь полузабыты.

    Александр Герасимов: «С воздушным охлаждением в России и во всем мире остались только „Запорожец“ и „Порше“».

    Дмитрий Ломаков, создатель Музея старинных автомобилей и мотоциклов: «Вот тут у него жабры, которыми он дышит. Очень часто раньше можно было видеть на дороге такую сцену: едут „Жигули“ всякие, „Волги“, „Москвичи“, „Победы“, а „Запорожцы“ стоят. Вот в такую жаркую погоду они бы сейчас стояли по всем трасам с поднятыми задними капотами, а все бы ехали и между собой говорили: „О! «горбатый» вспотел“».

    И чтобы не потеть, новые «Запорожцы» и отрастили свои знаменитые уши — воздухозаборники. Так образ Чебурашки впервые стал известен в мире задолго до того, как был назначен олимпийским символом России.

    Петер Хартман впервые пригнал свою железную лошадку на родные для нее пастбища Запорожья. Он один из тех счастливых немцев, которым «Мерседес» не нужен. Таких как Петер в Германии около сотни, им удалось ухватить последние из когда-то поставленных Советским Союзом в ГДР микролитражек. И если б члены фан-клуба знали русский, то не ломали бы язык. Ведь к этой машине так легко приклеится известное на весь мир прозвище «Горби».

    Петер Хартман, член фан-клуба «Запорожец»: «Люди, которые путешествовали на этой машине, ее очень любят. Если на гашетку сильно не давить, то вообще все отлично. Слишком быстро гонять не надо — движок греется. А так, все супер!»

    Впрочем, это скорее признак возраста. По молодости «Запорожец» был машинкой весьма резвой. Малую мощность двигателя отлично компенсировала легкость кузова. Вот даже эстонцы в советской еще рекламе гоняют так, словно хотят в корне опровергнуть анекдоты, как о себе, так и о «Запорожце».

    Одна из моделей, похоже, — экспортный вариант. Реклама с томными девушками явно не для глаз простых советских граждан. Вот и надпись «элит» не по-русски. Все же на родине «Запорожец» позиционировали, как автомобиль народный. И даже цену мерили самым народным эквивалентом. Как-то уж получилось, что стоимость этой машины намертво привязалась к курсу «белой валюты».

    Степан Кравчун, в 1983 — 1996 годах директор Запорожского автозавода: «Тысячу бутылок водки: 1 рубль 80 копеек горилка стоила, потом она стала 2, 10, потом 2,20, „Запорожец“ так же. Потом 3,70, „Запорожец“ — 3700 рублей».

    Как все по-настоящему народное «Запорожец» мгновенно вошел в устное народное творчество. Причем анекдоты о смешной машинке зазорными не считались и без стеснения использовались даже в официальной рекламе.

    И даже злые языки из блока НАТО до сих пор признают, что у советских машин есть ряд неоспоримых преимуществ перед кричаще роскошными изделиями капиталистической промышленности. И как после таких признаний не уважать отечественный автопром?

    Плохие копии западных аналогов: сделано топором и долотом, если доработать напильником, то получится танк. Но с другой-то стороны: вот родная краска на машине, которой почти 50 лет. Ну, где сегодня так покрасят?

    Дмитрий Ломаков, создатель Музея старинных автомобилей и мотоциклов: «Дизайн у него, конечно, абсолютно харизматичный. Если так присмотреться, он постоянно улыбается. Так ведь? Смешная машина».

    Впрочем, смешным «Запорожец» был не всегда. Как и вся техника в Союзе, он был машиной двойного назначения. Есть, например, армейский вездеход на базе «Запорожца».

    Читайте также

    Показать ещё

    НТВ в социальных сетях